Первое выступление СТРАННЫХ ИГР состоялось 6 марта 1982 г. в ДК имени Ленсовета в качестве разогревающей группы перед АКВАРИУМОМ. Организатором группы был Александр Давыдов. На I фестивале группа получила приз зрительских симпатий. СТРАННЫЕ ИГРЫ первыми в советском роке взяли на вооружение новые музыкальные формы, соотнесли их с внешним видом и манерой сценического поведения, а также с содержанием текстов, взятых из переводных сборников французских поэтов XX века.
В начале 1984 г. Давыдов и клавишник – Куликовских покинули группу, и выступление СТРАННЫХ ИГР на II фестивале было не очень удачным, несмотря на обилие сценических эффектов. Последним выступлением группы стали концерты III фестиваля. После чего, выпустив два альбома, команда распалась на две самостоятельные группы: АВИА и ИГРЫ. Для многих групп 70-х такая судьба была фактически правилом.
Первый состав группы ТАМБУРИН был набран гитаристом и автором песен Владимиром Леви в начале 1983 г. Состав группы выглядел примерно так: Ю. Данилов, М. Логвинов, Д. Филимонов и, совмещавший игру в ТАМБУРИНЕ с игрой в других группах (АКВАРИУМЕ и других), А. Кондрашкин.
ТАМБУРИН блестяще выступил на I фестивале, стал лауреатом и на II, хотя программа практически не претерпела изменений. Перед III фестивалем группа поменяла состав, выступление было принято весьма прохладно. После этого выступления ТАМБУРИН фактически сошел с рок-клубовской сцены, продолжая концертно-гастрольное существование.
На приведенных выше примерах ярко видно насколько высок для тогдашних фанатов был культ личности в любимой группе. Как только менялся состав происходил резкий переворот в отношении к самой группе. АЛИСА выиграла на перемене, а ТАМБУРИН, СТРАННЫЕ ИГРЫ и многие другие проиграли.
Теперь о фестивалях Ленинградского рок-клуба.
I фестиваль (13-16 мая 1983 г.)
Участники: МЕЛОМАНЫ, МИФЫ, ЯБЛОКО, МАНУФАКТУРА, ЗООПАРК, ПИКНИК, ПИЛИГРИМ, РОССИЯНЕ, ДЖОНАТАН ЛИНГВИСТОН, СТРАННЫЕ ИГРЫ, АКВРИУМ, ТАМБУРИН, ПЛЮС, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА.
Состав жюри: Н. Афанасьева (председатель, ЛМДСТ), А. Юсфин (Союз композиторов), Н. Мейнерт (Эстонское радио), Н. Михайлов (председатель совета рок-клуба), А. Троицкий (журналист), А. Гуницкий (член совета рок-клуба) Н. Харлампиев (обком ВЛКСМ), О. Шульга (фирма «Мелодия»).
Итоги:
диплом I степени – МАНУФАКТУРА (за оригинальное решение концертной программы);
диплом II степени – АКВАРИУМ (за поиск новых выразительных средств в рок-музыке), МИФЫ (за высокий профессионализм);
диплом III степени – СТРАННЫЕ ИГРЫ (за артистизм и целостность музыкального и сценического решения программы), РОССИЯНЕ (за цельность и принципиальность в реализации идей рок-музыки), ТАМБУРИН (за удачные композиционные решения).
Многие были награждены почетными грамотами по различным номинациям.
II фестиваль (18-20 мая 1984 г.)
Участники: КИНО, ДЖОНОТАН ЛИВИНГСТОН, ТАМБУРИН, ЗЕНИТ, СЕКРКТ, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ПИКНИК, ДЖУНГЛИ, АЛИСА, ЗООПАРК, АКВАРИУМ, МАНУФАКТУРА, ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ТЕЛЕ-У, ТЕЛЕВИЗОР, ОРНАМЕНТ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА.
Состав жюри: Н. Борисова (председатель, ЛМДСТ), А. Житинский (журнал «Аврора»), А. Юсфин (Союз композиторов), Н. Мейнерт (Эстонское радио), А. Троицкий (журналист), С. Пилатов (горком ВЛКСМ), А. Гуницкий (член совета рок-клуба).
Итоги:
Лауреаты – АКВАРИУМ, КИНО, СЕКРКТ, ТЕЛЕ –У, ТАМБУРИН, ДЖУНГЛИ, ТЕЛЕВИЗОР.
Грамотами отмечены: СЕКРЕТ, ТАМБУРИН, ТЕЛЕ-У, ДЖУНГЛИ.
Отмечены: песни «Новая волна» (МАНУФАКТУРА), «Музыка» (ДЖУНГЛИ), «Телефона нет» (СТРАННЫЕ ИГРЫ), композиция «Нет войне» (ТЕЛЕ-У).
III фестиваль (15-17 марта 1985 г.)
Участники: СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, ТАМБУРИН, АЛИСА, ДЖУНГЛИ, МИКРОКЛИМАТ, ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, ПЕПЕЛ, ГРАНД-ЦИРК, АКВАРИУМ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕЛЕ-У, СТРАННЫЕ ИГРЫ, МОНРЕПО, ПРИИСК, КИНО.
Состав жюри: А. Брицин (Союз композиторов), Н. Веселова (ЛМДСТ), А. Гуницкий (член совета рок-клуба), С. Исаев (обком ВЛКСМ), Н. Красновская (Главное управление культуры), Н. Крыщук (Союз писателей), С. Пучков (Единый научно-методический центр), В. Андреенко (ЛМДСТ).
Итоги:
Лауреаты – ДЖУНГЛИ, ТЕЛЕВИЗОР, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ТЕЛЕ-У, АЛИСА, КИНО, ТАМБУРИН.
Специальными призами награждены: КИНО, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, ДЖУНГЛИ, ГРАНД-ЦИРК, С. Курехин.
IV фестиваль (30 мая – 1 июня 1986 г.)
Участники: ГОРОД, МОДЕЛЬ, АЛИСА, ЗООПАРК, ИГРЫ, АУКЦИОН, КИНО, ПРОВИНЦИЯ, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, АКВАРИУМ, ДЖУНГЛИ, ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ,ТЕЛЕВИЗОР, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, АВИА, ПРИСУТСТВИЕ.
Состав жюри: Н. Веселова (председатель, ЛМДСТ), Н. Надиров (обком ВЛКСМ), Н. Красновская (Главное управление культуры), С. Пучков (Ленконцерт), А. Гуницкий (член совета рок-клуба), А. Житинский (Союз писателей), Л. Мельникова (ВТО), А. Колкер (Союз композторов), Н. Барановская (журналист).
Итоги:
«Гран-при» – АКВАРИУМ;
лауреаты: МОДЕЛЬ, АВИА, ДЖУНГЛИ, АУКЦИОН, ЗООПАРК, АЛИСА;
приз «Надежда» – ПРОВИНЦИЯ.
Лучшие песни: «Любовь – это все, что мы есть» (АКВАРИУМ), «Иллюзии» (ЗООПАРК), «Перемены» (КИНО), «Осенний блюз» (ПРИСУТСТВИЕ).
V фестиваль (3-7 июня 1987 г.)
Участники: ПРОВИНЦИЯ, СЕЗОН ДОЖДЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, КИНО, МЛАДШИИЕ БРАТЬЯ, ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ, ПРИСУТСТВИЕ, ТЕЛЕВИЗОР, БУРАТИНО, ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ, ФРОНТ, АЛИСА, НОЛЬ, НАТЕ!, АУКЦИОН, ИГРЫ, АВИА, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК и др.
Состав жюри: Н. Веселова, Н. Надиров, Н. Красновская, С. Пучков, А. Гуницкий, А. Житинсий, Л. Мельников, А. Юсфин, Н. Барановская.
Итоги:
звания лауреатов не присуждались.
Специальными призами отмечены: СЕЗОН ДОЖДЕЙ, КИНО, ТЕЛЕВИЗОР, АЛИСА, АУКЦИОН, АВИА, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, НОЛЬ, ДЖУНГЛИ, ЗООПАРК, ДДТ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, АКВАРИУМ, Ю. Наумов за чистоту и искренность, А. Башлачев получил приз «Надежда».
Лучшие композиции: «Легенда» (КИНО), «Поколение сторожей» (АКВАРИУМ), «Театр Станиславского» (Ю. Наумов), «Черное шоссе» (ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА), «Доктор Хайдер» (НОЛЬ), «Дети уходят»
VI фестиваль
I этап (19-22 мая 1988 г.)
Участники: МУХОМОР, Е, ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ, 600, ПРИСУТСТВИЕ, МАТ, БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, СИТУАЦИЯ и др.
По результатам первого этапа были отобраны участники основного тура от молодых групп Ленинградского рок-клуба.
II этап (4-10 июня 1988 г.)
Участники: ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ, 600, МАТ, КАЛИНОВ МОСТ (Новосибирск), ЧАЙ-Ф (Свердловск), НЮАНС (Москва) и многие группы уже широко известные завсегдатае рок-фестивалей.
Жюри на VI фестивале не учреждалось, призов и званий не присуждалось. Фактически наступила эпоха демократизации в рок-движении. Движение рока в СССР достигло огромных масштабов, таким образом можно говорить о рок-культуре. Однако избавление от цепей цензуры, давления и всего им сопутствующего привело лишь к временному всплеску, а сейчас наблюдается спад или скорее упадок Российской рок-культуры.
VII фестиваль (7-11 июня 1989 г.)
7 июня: ЭКС-МИССИЯ, БУКВА «О», ДИКТАТУРА, ВЫСТАВКА.
8 июня: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (Омск), ТОКИО, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ.
9 июня: БЕГЛЕЦ, РОК-ШТАТ, ПРЕМЬЕР, ФРОНТ.
10 июня (утро): ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, ПАУТИНА, СКОРАЯ ПОМОЩЬ.
10 июня (вечер): НЭП, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ, НАТЕ!.
11 июня (утро): СЕЗОН ДОЖДЕЙ, ДУХИ, ТРИЛИСТНИК, ДЖУНГЛИ, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ (Москва).
11 июня (вечер): АЛИСА, БРИЛЛИАТЫ ОТ НЕККЕРМАНА, НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ, ОРКЕСТР А, АУКЦИОН.
Лауреатских званий не присуждалось.
Могло сложиться впечатление, что рок-культура процветала только в Ленинграде, но это далеко не так. Действительно, зародилась рок-культура именно там, но развивалась практически повсеместно. Так что надо закончить разговор о Ленинграде еще одной историей.
АКВАРИУМ был создан в июле 1972 г. студентом ЛГУ Борисом Гребенщиковым и молодым литератором Анатолием Гуницким.
Группа выступала с концертами, сотрудничала с экспериментальным студенческим театром ЛГУ, принимала участие в праздновании традиционных Дней музыки БИТЛЗ, выезжала на рок-фестивали во многие города союза.
В 1981 г. АКВАРИУМ стал членом Ленинградского рок-клуба и принимал участие в первых пяти рок-фестивалях.
В апреле 1988 г. Гребенщиков заключил долгосрочный контракт с американской компанией Си-би-эс на выпуск ряда альбомов в США. В июне 1988 г. АКВАРИУМ посетил с концертами Канаду.
Далее речь пойдет также о Москве, Свердловске, как о крупных центрах рок-культуры и других более мелких очагах ее возникновения.
Начнем с МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, хотя говорилось о ней уже многое. Группа возникла на рубеже 1968-1969 гг., в то время ее участники еще учились в школе. По началу в репертуар входили только песни БИТЛЗ, но вскоре появились и свои, написанные по-русски.
С 1976 г., когда МАШИНА занимает первое место на фестивале в Таллинне и знакомиться с АКВАРИУМОМ, начинаются регулярные приезды в Ленинград и концерты с ленинградскими группами. Состав группы постоянно изменялся, но это не оказывало влияния на ее популярность.
Группа много гастролировала, в том числе за рубежом – в США, А. Макаревич участвовал в фильмах «Душа» и «Начни с начала».
Далее о лауреате нескольких фестивалей Юрии Наумове. Он родился в 1962 г., после окончания средней школы поступил в Новосибирский медицинский институт, из которого ушел, не доучившись всего полгода.
В двенадцать лет он впервые взял в руки гитару и стал учиться играть. После 1982 г. Юрий покидает Новосибирск и обосновывается в Ленинграде, где 1987 г. становится членом Ленинградского рок-клуба.
Блестящая самобытная техника игры на гитаре, изощренные тексты песен-баллад, где широко используется игра рифм, привлекла внимание любителей. Наумовым была создана группа ПРОХОДНОЙ ДВОР.
Ленинградская группа ДЖУНГЛИ начинала в 1981 – 1982 гг. как хард-роковая группа, но вскоре стала легче. Первое же выступление на фестивале ЛРК в 1984 г. принесло ДЖУНГЛЯМ звание лауреата, два гитариста были признаны лучшими.
ДЖУНГЛИ с успехом выступали на всех последующих фестивалях, меняя состав и демонстрируя непрестанный музыкальный поиск.
Высокий профессионализм и нестандартность музыкального мышления обусловили активную работу членов группы в качестве «сессионных» музыкантов в составе других команд.
Следующая группа АВИА (с ударение на И). Ее название указывает на желание музыкантов противопоставить свое звучание затертым штампам ВИА (Анти-ВИА). Группа возникла с распадом в 1985 г. СТРАННЫХ ИГР. Основу АВИА составили Н. Гусев, А. Рахов и А. Кондрашкин. Постепенно коллектив расширился и появился ансамбль сценического движения «имени ВИА».
Первая программа группы «Из жизни композитора Зудова» была показана на VI фестивале ЛРК. АВИА принимали участие в фильме «Рок».
Группа активно гастролировала за границей. В 1993-1995 гг. состоялся грандиозный тур по Европе, причиной которого явилось отсутствие финансирования в России.
Еще одна группа ДДТ существует 1980 г. и постоянно меняет состав с момента своего основания. Единственно неизменным остается участие в ней Юрия Шевчука – автора песен и музыки. Одним из первых он поднял в своих песнях острейшие проблемы времени: засилье бюрократии, бедственное положение «низов», ложь и фальшь официальной идеологии и прочие. В 80-е гг. имя группы стало символом борьбы против официоза и застоя.
В 1982 г. группа стала лауреатом конкурса «Золотой камертон», проводимого газетой «Комсомольская правда» и фирмой «Мелодия», в мае 1983 г. с успехом выступила на фестивале «Рок за мир»
ДДТ произвели сенсацию на VI Ленинградском фестивале, позднее с триумфом участвовал в фестивалях в Подольске, Черноголовке и др. В 1988-1989 гг. группа приобрела широкую всесоюзную известность, ее песни неоднократно звучали по ЦТ, радио, использовались в кинофильмах.
И вот московская группа ЗВУКИ МУ. Ее лидер Петр Мамонов выступал с сольными концертами с конца 70-х гг. В начале 80-х вместе со своим братом А. Бортничуком и бывшим одноклассником А. Липницким создал группу, которая долгое время выступала от случая к случаю. Расцвет ЗВУКОВ связан с вступлением в Московскую рок-лабораторию, последовавшим осенью 1985 г. В конце 80-х группа гастролировала за границей, где сотрудничала с Брайаном Ино. В 1989 г. вышел их совместный альбом. В октябре того же года П. Мамонов объявил о роспуске группы.
Московская группа БРИГАДА С начала свой творческий путь в январе 1986 г., утвердившись в составе: И. Сукачев, С. Галанин, К. Трусов, Л. Андреев. Впоследствии группа распалась, С. Галанин возглавил группу «СЕРЬГА», И. Сукачев - «НЕПРИКАСАЕМЫЕ».
Выход рок-музыки на широкую эстраду, на телеэкраны, радио, площади состоялся в середине (конце) 80-х гг. Эта сфера духовной жизни общества стала весьма заметной для людей других поколений, другой общественной ориентации.
Сразу же начались споры, ведь раньше рок подвергался публичной ругани, а теперь никто не мог понять, что же надо думать и говорить. Любители рока разделились на три категории. Первая – максималистская: защитники рока утверждают, что он всецело поколенческое искусство, которое не может быть понято «отцами». Вторая – более мягкая: приверженцы рока ищут аргументы, что бы убедить своих противников в старших поколениях в своей правоте. И третья – сомневающаяся: любители рока ставят свою правоту под сомнение, хотят обосновать ее.
Еще одна группа Ленинградского рок-клуба. КИНО организовалась осенью 1981 г. и поначалу называлась ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. В первом ее составе кроме В. Цоя играли гитарист А. Рыбин и барабанщик О. Валинский. Вскоре барабанщик отпал, и группа начала работу как акустический парный дуэт под названием КИНО.
Песни Цоя привлекли внимание Б. Гребенщикова, который стал продюсером первого альбома. Состав группы стал постоянно меняться: появлялись гитаристы из других групп.
Невиданный успех альбома «Группа крови», а так же участие В. Цоя в фильмах «Игла» и «Асса» привели к тому, что группа КИНО стала одной из популярнейших рок-групп.
К сожалению, в начале 90-х погиб В. Цой. Группа распалась, но популярность ее не растерялась до сих пор.
Группа крови на рукаве,
Мой порядковый номер – на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве…
(«Группа крови», Кино)
В конце 90-х количество популярных рок-групп резко сократилось. В основном это связано с тем, что «старики» начали уходить, «молодежь» не может пробиться сквозь богатую прослойку попсы. И все-таки, если 80-е гг. запомнились, как годы Ленинградского рок-клуба, то 90-е скорее годы Свердловского рок-клуба.
Начать надо с группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, которое берет начало в 1978 г., когда три студента В. Бутусов, Д. Умецкий и И. Гончаров объединились под названием АЛИ-БАБА и выпустили альбом «Али-баба и 40 разбойников»
Название НАУТИЛУС появилось только в 1982 г., когда группа пополнилась лидер-гитаристом А. Садновым. В 1985 г. добавилось второе слово – ПОМПИЛИУС, чтобы избежать путаницы с московской командой НАУТИЛУС.
В следующем году НАУ произвел сенсацию на I фестивале Свердловского рок-клуба. Фестиваль проходил в Новосибирске, но известен стал как Наусибирск. В том же году вышел популярнейший альбом «Разлука», тексты были написаны И. Кормильцевым. В основном до 1993 г. НАУ эксплуатировал накопленное «Разлукой». Потом были выпущены «Титаник» и «Крылья» ставшие довольно популярными. И все-таки ничто не вечно и в 1997 г. НАУ официально пошел ко дну. В. Бутусов занялся сольной карьерой, а музыканты разлетелись по родным городам начинать свое дело.
Круговая порука мажет, как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находиться зад,
За красным восходом розовый закат…
(«Скованные», Нау)
Свердловская группа ЧАЙ-Ф организована в 1984 г. Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым, Антоном Нифантьевым. Музыка группы берет начало в ритм-энд-блюзе 60-х гг. Группе удалось найти удачное сочетание традиционной музыки, пришедшей с Запада, с народной, почти частушечной манерой пения. Для русского рока это достаточно характерная особенность, первоначально западная культура прорастала в России, а затем она изменялась в соответствии с народными традициями и получалась культура, которую нельзя назвать аналогом западной. Так и рок буквально за несколько десятилетий превратился в самобытную русскую культуру, независящую от Запада. Имидж «дворовой команды» в ЧАЙ-Фе прекрасно сочетается с грубоватыми, полными жизненных впечатлений и здорового юмора текстами Шахрина. Живое гитарное звучание и вокальная манера лидера ставят ЧАЙ-Ф особняком в школе свердловского рока, приближая его ленинградским традициям.
В русском роке очень не распространен был женский вокал, но есть и исключения. Настя Полева из Свердловска, которая вышла на сцену как рок-певица в 1986 г. Постепенно вокруг нее организовался коллектив, который составил группу НАСТЯ. Эта команда никогда не была супер-популярна, но существует до сих пор.
Еще одна команда, отметившая свой юбилей в 1998 г. В 1988 г. группа АГАТА КРИСТИ дала свой первый концерт в зале № 2 Уральского политехнического института. В следующем году АГАТА появляется на ЦТ со своим первым клипом «Viva Kalman». В 1991 г. на фестивале Open du Rock во Франции команда получает гран-при.
В 1993 г. выходит альбом «Позорная звезда», который выпускается не на виниле, а на CD и аудио кассетах. Это был рискованный для того времени шаг, ведь проигрывателей тогда было мало, но кто-то должен быть первым, и это была АГАТА.
В 1995 г. выходит альбом, сделавший группу очень популярной, «Опиум для никого».
И все же с выходом альбома «Чудеса» АГАТА отошла от рока. Жаль, ведь это первая роковая группа, которая мне понравилась. С АГАТЫ началась моя привязанность ко всему русскому року, но ничто не вечно и АГАТА стала другой. Обидно, но остались старые записи, которые можно назвать именно роковыми, никак иначе.
О, декаданс - случайные встречи.
Стол, преферанс, горящие свечи.
На патефон одета пластинка,
Гои сидят и слушают Стинга.
(«Декаданс», Агата Кристи)
Совсем молодая группа СПЛИН, как ни странно из Санкт-Петербурга. Стала очень популярной в 1997-1998 гг., хотя к этому времени они имели уже достаточно обширную дискографию.
Критики говорят, что СПЛИН заполнил пустоту, образовавшуюся после распада НАУТИЛУСА. Действительно эти группы чем-то похожи. Лично для меня эти группы совершенно разные, хотя обе мне нравятся.
Вот и все группы, которые заполняют рок-пространство сейчас. И все же с распадом рок-клубов и рок лабораторий упадка рок-культуры не наступило. Радиостанция Maximum проводила четыре года подряд фестиваль рок-музыки MAXIDROM. К сожалению, директор М. Козырев станции ушел и фестиваль скорее всего больше не повторится, но зато появилась новая радиостанция «Наше радио», которую и возглавил Козырев.
Пожалуй, закончить надо тем, что постепенно рок-культура вернется на прежний уровень. Нигде не начинаешь понимать рок-музыку так хорошо, как на концерте, энергетика зала захватывает полностью, что-то в человеке меняется. Я это проверила на себе. Уровень концертов поднялся до высококлассных шоу, так что подойдет фраза бессмертного Фреди Меркури: «The show must go on».